Самайн (Самхейн (Samhaіn)- главный кельтский праздник (праздник перехода к зиме, знаменующий смерть лета), который открывает один из четырех сезонов. Он празднуется в ночь на 1 ноября - в середине кельтського времени песен Кантлос (Cantlos), чтобы задобрить и умиротворить темные силы неведомого.
В ирландской эпической традиции это день больших деяний. Вот что говорится в древней уладской (Улад - самая большая область в древней Ирландии) саге о Самайн: "Раз в год собирались все улады вместе в праздник Самайн, и длились эти собрания три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, который отмечался раз в год на равнине Муртемне, не бывало там ничего другого, чем игры и пирушки, блеск и красота, пиры и угощения. Поэтому-то и славилось празднование Самайна во всей Ирландии."
Самайн также известен как Ноябрьские святки, Праздник смерти или День яблок.
Это был день встречи с предками. Длинные темные зимние вечера - время рассказчиков. Многое из их рассказов было посвящено призракам из Другого мира. Его врата в этот день были открыты настежь, и умершие могли попасть в наш мир. В эту ночь люди осмеливались выйти из дома только переодевшись и замаскировавшись, чтобы их не узнали духи Другого мира. Этот обычай дошел до нашего времени, превратившись в ночь Хеллоуина (Halloween - the Day of All Sacred (All Hallows Eve, All Saints Day) - Дня Всех Святых, который у христиан считается наследником кельтского праздника.
Самайн - прекрасное время для того, чтобы что-то перерабатывать, переделывать или выбрасывать все старое и изношеное.
Колдуньи считают Самайн третьим и последним праздником урожая, который отмечается самым большим угощением - поворотом Колеса.
В средние века на Самайн пекли особенные хлебцы из овсяной муки, покрытые заварным кремом. Хлебцы были разной формы - треугольные, квадратные, круглые, с отверстием по середине, причем преимущество отдавалось последней форме. При выпечке пытались их не поломать, потому что это считалось дурным знаком. В этот день пастухи выходили в поле и разламывая пополам хлебцы бросали их через плечо, что считалось лучшим ограждением скота от волков, орлов и лис.
Во многих районах каждый дом имел свой собственный костер, который зажигали только в Самайн, - "samhnag". И обычно один из домов был местом собраний всех жителей. В некоторых районах Samhnag (костер) делался совместными усилиями и также насыпался холм, известный под названием Carn nam Marbh (Холм Смерти). Когда костер зажигался все брались за руки и танцевали вокруг холма. Как только огонь начинал погасать, юноши брали из костра пылающие охапки хвороста и бегали по всему полю с ними, а затем подбрасывали их в воздух и танцевали вокруг них, когда они падали на землю.
В ранней кельтской традиции, Самайн близко ассоциировался с холмами захоронений, где как думали, существуют входы в потусторонний мир.
Традиционно принято в ночь Самайна выставлять тарелку с едой для умерших душ на улицу. Пылающая свеча на окне указывает им путь в страну вечного лета, а зарытые в землю яблоки - их еда в этом путешествии.
Еда для праздничного стола - свекла, турнепс, яблоки, кукуруза, орехи, имбирный хлеб, сидр, подогрето пряное вино, блюда из тыквы и мясные кушанья.